Установка циркуляционного насоса в систему отопления своими рукамиКак правило, в современных энергозависимых котлах под кожухом прибора уже смонтирован водяной насос, обеспечивающий принудительную циркуляцию теплоносителя по контуру отопления. Однако во многих частных домах эксплуатируются агрегаты устаревших моделей, в которых такой обязательный элемент системы отсутствует. В этом случае его подключают непосредственно к трубопроводу, предусматривая при этом и байпас для циркуляционного насоса.

Что это такое?

Это отрезок трубы того же диаметра, что и всей теплотрассы, который включен в «параллель» на определенном участке системы методом врезки.

Разновидности байпасов

Зачем нужен байпас?

На некоторых сайтах есть информация, что он обеспечивает естественную циркуляцию теплоносителя в случае поломки насоса. Это верно отчасти, если в качестве запасного источника тепла применяется котел энергонезависимый. Например, TLO.

Как и для любого технического устройства, безаварийная эксплуатация насоса зависит от его своевременного обслуживания. Для этого, так же как и при выходе из строя, его необходимо снять. Но в системе находится теплоноситель, и иногда это не вода, а специальная незамерзающая жидкость. Именно для того, чтобы ее не «сливать», при монтаже циркуляционного насоса обычно устраивают байпас.

Кроме того, при помощи запорной арматуры, установленной на нем, можно частично регулировать скорость перемещения теплоносителя. Он позволяет намного быстрее слить воду из системы в случае необходимости, также как и заполнить ее. Используется и для блокировки насоса в период опрессовки.

Правила монтажа

1. Устанавливается всегда на «обратке», после расширительного бачка (и ближе к нему), чтобы избежать гидравлических ударов. Но это касается именно закрытых сосудов. Если в доме используется бак открытого типа, то его можно ставить в любом месте системы.

Желательно монтировать на горизонтальном участке трассы, и перед насосом в обязательном порядке устанавливается фильтр очистки воды. Это необходимо, чтобы защитить изделие от попадания внутрь различных фракций, всегда присутствующих в системе.

2. Насос в байпасе закрепляется на резьбовых соединениях, для удобства. Поэтому при его покупке нужно обратить внимание на соответствие диаметров фланцев и труб системы отопления.

3. Байпас имеет форму буквы «П», ножки которой «врезаются» в трубу, на которой, между ними, ставится шаровый кран. Во время работы системы отопления он перекрывает магистраль, и теплоноситель перемещается по байпасу.

4. В центре (на «перекладине» буквы) и устанавливается насос. При этом перед ним и за ним также монтируются шаровые краны. Зачем? Если во время отопительного сезона насос по какой-то причине придется снимать, этими кранами байпас перекрывается, а вот нижний, на трубе, наоборот, открывается. Поэтому магистраль «разорвана» не будет, и циркуляция теплоносителя не прекратится до аварийной остановки котла. Это предохраняет теплообменник от перегрева.